На правах рукописисовершенствование правоохранительной деятельности по обеспечению экономической безопасности государства

на правах рукописисовершенствование правоохранительной деятельности по обеспечению экономической безопасности государства

Автор принимал непосредственное участие в разработке Закона «О статусе судей в Российской Федерации» (1992), Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (2004), Концепции национальной безопасности.

В ходе исследования нами установлено, что одним из основных факторов, снижающих эффективность деятельности правоохранительных органов в сфере экономической безопасности России, является несовершенство кадрового обеспечения правоохранительных органов.

Кадровая политика в правоохранительной сфере — это отраслевая модификация государственной кадровой политики России, поэтому им присущи многие общие объективные закономерности развития и функционирования.


Инфоinfo
Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики.- 1994.-№12.

221. Валентей С. Дискуссия о главном: Россия единая или делимая? // Рос.


газ.-1998.-21 апр.

222. Венгеров А.Б. Право и информационное обеспечение АСУ // Сов. гос-во и право. 1972. — № 8. — С. 28-29.

223. Воробьев Ю. Концепция национальной безопасности России // Гражданская защита.
2000. — № 5. — С. 17-20.

224. Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс // Рос. экон. журн. — 1997. — №1.-С. 3-19.

225. Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны — альтернативный реформационный курс // Рос.
экон. журн. 1997. №2.-С. 3-18.

226. Городецкий Р. Вопросы безопасности экономики России // Экономист.- 1995.-№10.

227. Гринберг М.С.

На правах рукописисовершенствование правоохранительной деятельности по обеспечению экономической безопасности государства

Основными направлениями незаконного использования информационных технологий в целом являются — осуществление незаконной деятельности в кредитно-финансовой сфере (незаконные операции с электронными платежами, подделка кредитных карточек, заключение незаконных сделок через Интернет, проникновение, съем информации и изменение данных в информационных системах кредитнофинансовых учреждений), — проведение незаконных трансакций и коммуникативных действий преступными элементами посредством доступных информационных технологий (осуществление быстрой связи и передача информации с использованием спутниковой, сотовой, факсимильной, пейджинговой служб), — проникновение, съем информации и изменение данных в секретных архивах и государственных базах данных (например, спецархивы Министерства обороны, базы данных статистических служб, правоохранительных органов).

ОВД.

Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития. Государства, не способные качественно решать такие задачи, попадают в зависимость, нередко полную, от техники и технологии развитых стран.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России В.В. Путин отмечает, что «вокруг нас — страны с высокоразвитой экономикой.

Они оттесняют там, где могут, Россию с перспективных мировых рынков. А их видимые экономические преимущества дают повод для роста геополитических амбиций».

Серьезное влияние на эффективность обеспечения экономической безопасности оказывает состояние преступности.

Организационные механизмы обеспечения экономической безопасности Российского государства: Учеб. пособие. — М.: «Издательство БИНОМ», 2003. — 5 п. л.

3. Тропин С. А. Обеспечение экономической безопасности России средствами государственного управления в правоохранительной сфере: Моногр. —

Вниманиеattention
Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 11 п. л.

4. Казак Б Б, Тропин С А Государственное управление в правоохранительной сфере как фактор укрепления экономической безопасности России: Моногр.


Важноimportant
Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. — 11,0/5,5 п. л. (в соавт.).

5. Тропин С А Взаимодействие ветвей власти при обеспечении экономической безопасности России: Учеб.


пособие. — М.: ООО «Издательство БИНОМ», 2004. — 4,5 п. л.

6.

В процессе написания диссертации использовались работы известных отечественных и зарубежных исследователей, большое количество периодических изданий, материалы конференций, статистические данные, законодательные и иные нормативные акты, а также интерактивные источники в Internet.

Для решения поставленных в диссертации задач разработана специальная методика, включающая в себя: критерии отбора исследовательского материала и методов его изучения, в том числе необходимые документы (аналитические справки, служебные записки и др.); метод экспертного опроса различных категорий сотрудников правоохранительных органов о роли и значимости участия государства в обеспечении экономической безопасности страны; метод анкетирования, беседы; контгент-анализ, наблюдение, моделирование.

Знать о подлоге из оперативных источников и найти документы, его подтверждающие, далеко не одно и то же. Оперативная информация может вывести на субъект преступления.

Но уяснение объективной стороны преступления требует квалификации иного рода. По этой причине лицу, проводящему проверку по сообщению об экономическом преступлении, без исследования документации не обойтись.

Однако здесь на его пути могут возникнуть проблемы. Во-первых, понадобится установить перечень документов, необходимых для изучения, и их местонахождение; во-вторых, извлечь из этих документов необходимую информацию; в-третьих, интерпретировать имеющуюся информацию о хозяйственных операциях через призму их юридической квалификации.

Опыт показывает, что представителю органа уголовного преследования под силу справиться лишь с третьей задачей. И то при условии, что успешно решены две предыдущие.

В параграфе втором «Формы, методы и средства реализации функции государственного управления в сфере экономической безопасности России» автор отмечает, что в функциях государства проявляется его роль, которую оно играет в решении основных задач общественного, государственного развития, в удовлетворении разнообразных интересов и потребностей различных групп и слоев общества. При этом различные структурные элементы по-разному участвуют в достижении общей цели государства, выполнении его конкретных задач. Функции государства на каждом историческом этапе развития претерпевают определенные, иногда значительные изменения.

Функции государства могут быть классифицированы по разным критериям.

проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляют ежемесячный анализ состояния экономической преступности и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики;

поддерживают взаимодействие с сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики.

организация встречных проверок по вопросам взаимозачета, проведения бартерных, финансовых и хозяйственных операций;

истребование документов, содержащих подлоги, фиксирующих передвижение, транспортировку товарно-материальных ценностей;

получение объяснений от экономических лиц, материально ответственных и иных лиц, причастных к совершению финансовых, хозяйственных операций;

получение соответствующих консультаций и заключений специалистов;

изучение организационно-правовых, иных нормативных материалов, регулирующих финансовую деятельность предприятия, учреждения;

изучение особенностей документооборота, технологического процесса и т.д.;

окончательная оценка содержащихся в материалах фактических данных и принятие решения в соответствии со ст.

Цели и задачи правоохранительного обеспечения экономической безопасности

Оперативно-тактические задачи правоохранительного обеспечения экономической безопасности — это те повседневные функции и обязанности, которые должны выполнять органы правоохранительного обеспечения экономической безопасности. Эти задачи прописаны в нормативных актах, определяющих структуру, функции, обязанности этих органов.
Их наличие является признаком отнесения этого органа к субъекту правоохранительного обеспечения экономической безопасности.

Задачи обеспечения экономической безопасности и усиления борьбы с криминализацией общества вытекают из законов, регламентирующих деятельность ведомств (органов) — субъектов обеспечения национальной безопасности.

Официальные документы и иные нормативные акты

2. Водный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. № 47. -Ст. 4471.

3. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 // СЗ РФ. -2001. № 43. — Ст. 4071.

4. Вопросы управления делами Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 августа 2000 г. № 1444 // СЗ РФ. 2000. — № 33. -Ст. 3350.

5. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сб. между-нар. док. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — С. 5-22.

6. Декларация прав человека и гражданина РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. — № 52. -Ст. 1865.

7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента №1895 ПР-1895 от 9 сентября 2000 г. // Рос. газ. 2000. -28 сент.

8.

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими методами.

Необходимо отметить, что государство предпринимает целый ряд специальных мер по созданию нормальных условий для эффективного функционирования экономики страны, в частности, осуществляет борьбу с преступностью, устанавливает определенный правопорядок в экономической сфере общества и государства.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную за-

щищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей.

Финансов, Счетная палата, Комитета по финансовому мониторингу);

сообщения экономических лиц, руководителей организаций и предприятий о фактах нарушений, которые они расценивают как противоправные;

заявления граждан, в том числе потерпевших от преступлений, работников предприятий и организаций, акционеров и членов обществ о ставших им известных фактах преступной деятельности;

публикации в средствах массовой информации.

Весьма редко среди поводов и оснований для возбуждения уголовных дел по экономическим преступлениям встречается явка с повинной.

Кроме законного повода, для возбуждения уголовного дела необходимы и достаточные основания, т.е. конкретные фактические данные, свидетельствующие о наличии признаков совершения экономического преступления.

К числу таких критериев следует отнести прежде всего принцип разделения властей, в соответствии с которым функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие (в современном понимании — функции исполнительной власти), правоохранительные, прежде всего судебные.

В последнее время обращается внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность так называемой четвертой власти -средств массовой информации.

В теории государства и права чаще всего функции подразделяются на внутренние и внешние, однако многие внутренние функции приобретают внешний характер.

Внутренние функции государства можно подразделить на экономическую, социальную, финансового контроля, правоохранительную, экологическую.

Диссертация является первой в юридической науке работой, в которой на основе комплексного монографического исследования на стыке юриспруденции и теории социального и государственного управления разработана система обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности России. Этим определяется ее вклад в развитие науки государственного управления.

Заключение

Усиливающаяся нестабильность в экономике, политике, социальной сфере, усложнение межнациональных отношений, криминогенной обстановки и ряд других факторов обусловливают актуальность проблемы государственного управления в обеспечении экономической безопасности России, выяснения роли различных институтов и организаций в осуществлении данного направления общественной и государственной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ

1.

Как показало наше исследование, чтобы повысить эффективность правового регулирования обеспечения экономической безопасности средствами государственного управления и привести его в соответствие с современными общественными потребностями, необходимо радикально пересмотреть систему государственного управления в правоохранительной сфере, его правовое обеспечение.

В этой связи представляется целесообразным формирование и уточнение ряда нормативных актов, регламентирующих деятельность по обеспечению экономической безопасности средствами государственного управления, рассмотрение общих вопросов организации управления процессом, существующих связей, принципов, форм, приемов, способов, средств, технологии (информационно-аналитическая работа, планирование, принятие решений, функционально-структурное построение, ресурсное обеспечение, координация, контроль, оценка эффективности).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *